Как сделать SWOT анализ

SWOT-анализ — мой любимый инструмент в работе над интернет-проектами. Это упражнение я даю своим ученикам на курсах. Отлично помогает сделать аудит текущей ситуации в проекте или проанализировать себя как эксперта, а также помочь разработать стратегию и план действий.

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории.

Меня часто спрашивают: «Как сделать правильно SWOT-анализ?». В этой статье я по шагам расскажу процесс проработки стратегии с помощью данного инструмента.

Шаг 1. Постановка цели

Данный пункт обязателен. Потому что анализ мы проводим исходя из нашей цели. Например, для личной цели подойдет: хочу выйти из ступора и прописать стратегию профессионального роста. Для компании цели могут быть разные. Например, подготовить компанию к продажам. Цель всегда должна быть поставлена собственником компании. И я очень люблю использовать этот инструмент для себя лично. Вы уже прописали свою цель?

Шаг 2. Выписываем сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

Весь анализ мы делаем, опираясь на нашу цель. Очень важно, чтобы Сильных стороны было больше, чем Слабых. Это обязательное условия. Обратите внимание, что Сильные и Слабые стороны мы анализируем изнутри, а Возможно и Угрозы извне. Заполните таблицу, описав в ней себя или свой проект. В каждом конкретном случае мы анализируем лишь только то, что соответствует конкретной цели.

Условие: сильных сторон должно быть хотя бы на одну больше, чем слабых; возможностей должно быть больше на 1+, чем угроз

Шаг 3. Выписываем Возможности и Угрозы

Заполняем таблицу. Вы можете скачать бланк SWOT-анализа для распечатки или скачать таблицу для заполнения на компьютере. Прописывать по 20−40 пунктов на каждый блок нормально. Главное, позитивных пунктов должно быть больше минимум на 1.

Как сделать SWOT анализ

Шаг 4. Ранжирование

Теперь ранжируем в порядке убывания значимости. Можно просто проставить номера ручкой или выделить цветными маркерами.

Шаг 5. Выбор

Теперь Вам нужно выбрать 3−4 пункта в каждом блоке: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Выпишите эти пункты в отдельный список и подумайте над сокращением формулировки. Как с помощью 2−3 слов точно отобразить пункт?

Шаг 6. Граничные стратегии

Теперь «скрещиваем» внутренние силы и слабости с возможностями и угрозами рынка. На пересечении у нас получаются 4 разные граничные стратегии.

1 стратегия

Что мы собираемся делать для реализации возможностей, опираясь на сильные стороны? В этой стратегии предполагаем, что нет слабых сторон и угроз. Эту стратегию можно назвать оптимистичной.

2 стратегия

Скрещиваем возможности и слабые стороны. Представьте, что отсутствуют сильные стороны и угрозы. Эту стратегию можно назвать конкурентной.

3 стратегия

Сильные стороны используются для защиты от внешних угроз. Тут пренебрегаем возможностями и слабыми сторонами. Данная стратегия консервативная и более реалистичная, чем остальные.

4 стратегия

разрабатывается исходя из предположения, что у нас есть только слабые стороны и угрозы, нет возможностей и сильных сторон.

Если какие-то граничные стратегии полностью или частично совпадают, то мы ошиблись на предыдущих этапах. Нужно весь SWOT-анализ повторить заново.

Как сделать SWOT анализ

В идеале, для каждой из граничных стратегий должны быть отработаны:

  • система прогнозирования и планирования;
  • структура компании и штатное расписание;
  • система мотивации персонала;
  • система учета ресурсов и затрат.

ШАГ 8. Критерии выбора

При каких условиях запускается та или иная стратегия для реализации? Эти условия могут быть связаны с объемом продаж, внешними событиями, прибыльностью и т. д. Важно определить базовую стратегию для достижения цели. Зафиксируйте, почему вы выбрали сейчас именно эту стратегию.

ШАГ 9. Оценка стоимости реализации

Проанализируйте выбранные стратегии. Готовы ли Вы заплатить эту цену? Проанализируйте по времени, финансам и другим ресурсам. Что вам понадобится для реализации выбранной стратегии. Все ли у вас есть в достаточном количестве? Если нет, то можно вернуться на пару шагов раньше и подумать над другими стратегиями.

ШАГ 10. Планирование реализации

Составьте на 1 год план-график для реализации стратегии. В графике должны быть отображены ответственные, сроки и что действия. Любая стратегия бесполезна, если не начать ее внедрять. Всегда планируем и начинаем делать по плану то, к чему стремимся.

Это всего лишь один из способов делать SWOT-анализ. Есть еще другие, вы можете найти в интернете. Данный способ из 10 шагов мне нравится своей практичностью, четкостью и проработкой вариаций из стратегий. Его можно применять как к бизнесу, так и к личности. SWOT-анализ помогает подобрать верную стратегию для развития.

Пролистать наверх