SWOT-анализ — мой любимый инструмент в работе над интернет-проектами. Это упражнение я даю своим ученикам на курсах. Отлично помогает сделать аудит текущей ситуации в проекте или проанализировать себя как эксперта, а также помочь разработать стратегию и план действий.
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории.
Меня часто спрашивают: «Как сделать правильно SWOT-анализ?». В этой статье я по шагам расскажу процесс проработки стратегии с помощью данного инструмента.
Шаг 1. Постановка цели
Данный пункт обязателен. Потому что анализ мы проводим исходя из нашей цели. Например, для личной цели подойдет: хочу выйти из ступора и прописать стратегию профессионального роста. Для компании цели могут быть разные. Например, подготовить компанию к продажам. Цель всегда должна быть поставлена собственником компании. И я очень люблю использовать этот инструмент для себя лично. Вы уже прописали свою цель?
Шаг 2. Выписываем сильные и слабые стороны, возможности и угрозы
Весь анализ мы делаем, опираясь на нашу цель. Очень важно, чтобы Сильных стороны было больше, чем Слабых. Это обязательное условия. Обратите внимание, что Сильные и Слабые стороны мы анализируем изнутри, а Возможно и Угрозы извне. Заполните таблицу, описав в ней себя или свой проект. В каждом конкретном случае мы анализируем лишь только то, что соответствует конкретной цели.
Условие: сильных сторон должно быть хотя бы на одну больше, чем слабых; возможностей должно быть больше на 1+, чем угроз
Шаг 3. Выписываем Возможности и Угрозы
Заполняем таблицу. Прописывать по 20−40 пунктов на каждый блок нормально. Главное, позитивных пунктов должно быть больше минимум на 1.
Шаг 4. Ранжирование
Теперь ранжируем в порядке убывания значимости. Можно просто проставить номера ручкой или выделить цветными маркерами.
Шаг 5. Выбор
Теперь Вам нужно выбрать 3−4 пункта в каждом блоке: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Выпишите эти пункты в отдельный список и подумайте над сокращением формулировки. Как с помощью 2−3 слов точно отобразить пункт?
Шаг 6. Граничные стратегии
Теперь «скрещиваем» внутренние силы и слабости с возможностями и угрозами рынка. На пересечении у нас получаются 4 разные граничные стратегии.
1 стратегия
Что мы собираемся делать для реализации возможностей, опираясь на сильные стороны? В этой стратегии предполагаем, что нет слабых сторон и угроз. Эту стратегию можно назвать оптимистичной.
2 стратегия
Скрещиваем возможности и слабые стороны. Представьте, что отсутствуют сильные стороны и угрозы. Эту стратегию можно назвать конкурентной.
3 стратегия
Сильные стороны используются для защиты от внешних угроз. Тут пренебрегаем возможностями и слабыми сторонами. Данная стратегия консервативная и более реалистичная, чем остальные.
4 стратегия
разрабатывается исходя из предположения, что у нас есть только слабые стороны и угрозы, нет возможностей и сильных сторон.


Если какие-то граничные стратегии полностью или частично совпадают, то мы ошиблись на предыдущих этапах. Нужно весь SWOT-анализ повторить заново.
В идеале, для каждой из граничных стратегий должны быть отработаны:
- система прогнозирования и планирования;
- структура компании и штатное расписание;
- система мотивации персонала;
- система учета ресурсов и затрат.
ШАГ 8. Критерии выбора
При каких условиях запускается та или иная стратегия для реализации? Эти условия могут быть связаны с объемом продаж, внешними событиями, прибыльностью
ШАГ 9. Оценка стоимости реализации
Проанализируйте выбранные стратегии. Готовы ли Вы заплатить эту цену? Проанализируйте по времени, финансам и другим ресурсам. Что вам понадобится для реализации выбранной стратегии. Все ли у вас есть в достаточном количестве? Если нет, то можно вернуться на пару шагов раньше и подумать над другими стратегиями.
ШАГ 10. Планирование реализации
Составьте на 1 год план-график для реализации стратегии. В графике должны быть отображены ответственные, сроки и что действия. Любая стратегия бесполезна, если не начать ее внедрять. Всегда планируем и начинаем делать по плану то, к чему стремимся.
Это всего лишь один из способов делать SWOT-анализ. Есть еще другие, вы можете найти в интернете. Данный способ из 10 шагов мне нравится своей практичностью, четкостью и проработкой вариаций из стратегий. Его можно применять как к бизнесу, так и к личности. SWOT-анализ помогает подобрать верную стратегию для развития.